Как на улицах России зажглись фонари, или Чем знаменита Одесская улица в Петербурге?
«- Извините, не подскажете, где мне выходить, чтобы попасть на Одесскую улицу? Мне сказали, что где-то около Смольного. — А вам что, надо в Дом правительства? — Нет, я хочу посмотреть Музей фонарей. — А разве у нас есть такой?» Разговор пассажира с кондуктором в троллейбусе.
Я была свидетельницей такого диалога, и мне тоже захотелось побывать на Одесской улице. Когда-то, в студенческие годы, мы жили в общежитии рядом со Смольным, но про Одесскую улицу ничего не знали, она слишком маленькая и тихая, ходили мимо нее не раз, а музея никакого тогда там не было. И вот недавно, когда уже покинула нас жара и погода стала просто чудесной для прогулок, я отправилась посмотреть, что же это за «Музей фонарей».
Каждый вечер в нашем городе зажигаются тысячи фонарей. Мы так привыкли к этому благу, что начинаем сильно возмущаться, если вдруг какая-то улица внезапно оказывается во тьме. Но ведь не всегда жители нашего города ходили по освещенному Петербургу? Как давно на его улицах появилось освещение? Какими были городские светильники и как они менялись со временем?
Петербург был первым городом в России, где появились уличные фонари. Произошло это 4 декабря (по новому стилю) 1706 года, в день празднования победы над шведами, по указанию Петра I. Тогда на фасадах четырех домов у Петропавловской крепости были вывешены несколько уличных фонарей. Освещение улицы в темное зимнее время очень понравилось и царю и горожанам. После этого стали зажигать фонари по случаю разных празднеств. В 1718 году, по проекту архитектора Жана Батиста Леблона было изготовлено четыре масляных уличных светильника, которые установили перед Зимним дворцом Петра I, на набережной Невы. Это можно считать началом регулярного освещения городских улиц. В 1720 Петр приказал петербургскому генерал-полицмейстеру Антону Дивиеру ввести в столице постоянное уличное освещение. И в 1723 году стараниями генерал-полицмейстера на главных улицах города засияли 595 фонарей.
Первые фонари были масляными. Самый примитивный масляный фонарь был очень похож на корабельный: четырехгранная деревянная коробка с открывающейся одной гранью, куда вставлялось либо стеклышко, либо кусочек слюды. Внутрь помещалась масляная лампа в виде резервуара, напоминающего соусник с вытянутым носиком — в него погружался нитяной фитиль, пропитывавшийся конопляным маслом. Появилась и должность фонарщика, который вечерами зажигал, а по утрам гасил фонари.
Первыми петербургскими фонарщиками были солдаты, расквартированные в столице, и полицейские. Они имели форму и бляху. Каждый фонарщик обслуживал 9−10 фонарей. Фонари стали столь популярны у жителей, что в 1725 году был издан специальный указ об установке на Большой Першпективной дороге (нынешний Невский проспект) около каждого фонаря скамеек для отдыха прохожих. После смерти Петра его новшество на некоторое время забыли, но при Екатерине Великой фонарщики появились снова. Освещение столицы было прибыльным делом, и им стали охотно заниматься купцы. Они получали премию от властей за каждый горящий фонарь, и поэтому фонарей в городе становилось все больше. Ведь понятно, что по освещенным улицам было приятнее и безопаснее ходить.
В начале 19 века, немного раньше, чем в Европе, в Петербурге появились газовые фонари. Освещали они дворы Главного штаба. В 1835 году газовые фонари появились перед памятником Екатерине II, вокруг Александрийской колонны и у Медного всадника. Немного позднее такое освещение появилось на Невском проспекте и других главных улицах. В Москву газовое освещение пришло значительно позже, в пятидесятые годы 19 века. Газовое освещение столицы было дорогостоящим (газ получали из угля), поэтому на окраинах долго еще оставались масляные фонари. Для них вместо масла уже использовалась спирто-скипидарная смесь, потом стали применять керосин. Фонари постепенно совершенствовались, был изобретен так называемый колпачок Ауэра — он делался из металлической сетки, раскалялся от нагревания и давал дополнительный свет — такие фонари получили название керосино-кадильных. Они были дешевле и эффективнее газовых. Конечно, освещение было не безупречно. Светили фонари тускло, иногда вообще не горели, а иногда их, ради экономии, зажигали позже, а гасили раньше времени.
В конце 19 века настала эра электрических фонарей. Вот тут-то и прославилась Одесская улица Петербурга! В 1873 году именно на ней, впервые в мире, зажегся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным. Очевидец с изумлением вспоминал: «Вдруг из темноты мы попали на улицу с ярким освещением. В двух фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет. Собравшиеся с восторгом и удивлением любовались этим светом без огня».
В 1886—1887 годах велись разработки устройства электрического освещения в Зимнем дворце, а затем и в Царском селе. Царское село стало первым, пусть и маленьким городом, полностью оснащенным электричеством. Там была построена небольшая электростанция, и дуговые фонари с угольными палочками (стержнями) зажглись на всех его улицах. Во всем Петербурге электрическое освещение появилось уже после революции 1917 года. Но в некоторых местах, особенно на окраинах, масляные фонари просуществовали до начала 30-х годов XX века.
А на тихой Одесской улице, рядом с домом, где находилась мастерская Александра Лодыгина, и где зажгли первый электрический фонарь Петербурга, в мае 1998 года был поставлен памятник Петербургскому фонарщику скульпторов Б. М. Сергеева и О. Н. Панкратовой, и открылся небольшой музей фонарей под открытым небом. Здесь же, на здании, где была мастерская изобретателя, установлены мемориальные доски. Создатели экспозиции думали, что музейные фонари будут по вечерам дарить свет окрестным жителям, но эта идея не осуществлена до сих пор. Фонарей здесь немного, да и туристы сюда нечасто заглядывают.
Петербургские фонари считались одними из самых красивых в мире. В их проектировании участвовали знаменитые архитекторы, такие, как Монферран, Фельтен, Растрелли. Очень красивые фонари можно увидеть рядом с памятниками и дворцами. К сожалению, в нынешний век красота часто приносится в жертву удобствам, утилитарности, мало стало разнообразия и красоты в фонарях. К тому же часто фонари, как впрочем и стены зданий, страдают от вандализма несознательных граждан.
В завершение хочу сказать — будете гулять по улицам Петербурга, обратите внимание на фонари, и побывайте на Одесской улице: она идет от Суворовского проспекта и находится рядом с Площадью пролетарской диктатуры.