Book carving. Книжная «скульптура» - творчество или игра?
Художники уверены, что лучше сделать из книги своеобразное, в наше время уже признанное, произведение искусства, чем она будет без дела пылиться на библиотечной полке. Обычно мастера используют для своих композиций устаревшую литературу из букинистических магазинов или принимают в дар от работников библиотек списанные книги.
Оказывается, что сегодня книжным «искусством» увлеклись не только художники, скульпторы, но и любители. Однажды художница Кара Барер из Техаса увидела намокший после дождя справочник, расположила листы полукругом и поставила его на поверхность стола, а потом сфотографировала. Работа с мокрой бумагой так увлекла Кару, что она постоянно находилась в поисках карманных справочников, словарей, старых книг. Каждую книгу художница погружала в воду, затем мягкие страницы укладывала так, чтобы создать из них рисунок. А потом снимала на фотопленку.
Томас Аллен из Америки, фотограф по специальности, тоже увлекся «препарированием» книг. Он создает фигурки героев после чтения книги из ее листов, тут же, в книге, затем фотографирует их. Его герои, в буквальном смысле слова, оживают на глазах. Они стреляют, ходят на охоту, готовят еду, ведут беседы…
А вот американец Роберт Зэ, изучая математику и философию, и не думал заниматься книжной скульптурой. Сегодня среди мастеров книжной скульптуры Роберт считается одним из больших оригиналов. Он из старых книг делает пистолеты, жуков, пауков, раков и… швабры, используя для этого всякие режущие приспособления и клей.
Другой американец, современный художник Брайан Деттмер обычно перед своей работой как следует «запечатывает» книгу. Затем с помощью ножниц и канцелярского ножа медленно «погружается» в нее, создавая из плотных листов различные произведения искусства — лица людей, дома, города, корабли… Такое «препарирование», как правило, занимает у художника от 3−5 дней до 4−5 недель. Книжная скульптура Брайана на выставках пользуется большим интересом у зрителей. До сих пор для многих художников остается загадкой, как Деттмеру удается почти вслепую создавать уникальные книжные скульптуры. Открывает он книгу лишь после окончания работы.
У каждого мастера есть свое направление в работе. Так, Джорджия Рассел из Шотландии с помощью скальпеля разрезает на тонкие полоски не только листы из старых книг, но и газеты, ноты, карты, фотографии. Из тонких полосок, которые напоминают волосы, Рассел создает различные панно, купола, затейливые композиции. Джорджия говорит, что идея дать старой книге второе рождение пришла во время прогулки по блошиному рынку, где продавалось немало старых, полуистлевших книг.
Не менее изобретателен Николас Джонс из Австралии. Он успел создать множество книжных скульптур, причем ни одна из них не повторяет другую. Его произведения напоминают крылья птиц, морские ракушки, уличные фонари, причем каждый лист книги вплотную соприкасается с последующими листами. Николас любит работать с обложками книг. Так, он может превратить обычную книгу в причудливую картину.
Англичанка Сью Блэквелл, как и Томас Аллен, перед тем как приступить к работе, внимательно знакомится с содержанием книги. Свои сюжеты Сью создает прямо на страницах книг. Она вырезает горы, поля и леса, дома, крепости, города — всё, где можно «встретить» людей, занятых каким-то делом. У художницы все картины снабжены мелкими деталями. Так, можно разглядеть на деревьях птиц, чайник и чашки на столике, увидеть парус на корабле, плачущего или смеющегося человека.
Уникален в своем роде художник Майкл Стилки из Калифорнии. Он «оформляет» обложки книг. Надо сказать, что подчас его композиции состоят из нескольких или даже множества книг, которые он систематизирует по названиям, цвету и материалу. Так, только для одной экспозиции у него ушло около 5 тысяч книг. На обложках книг Майкл изображает людей, животных, птиц. Он любит фантазировать. Его привлекает окружающий мир, который художник переносит на свои «картины». Помимо ножа, скальпеля, Майкл использует для создания своих работ обычные карандаши, краски.
Кто-то ругает мастеров книжной скульптуры, кто-то хвалит. Но равнодушных — нет. Возможно, со временем появятся новые художники, которые отважатся заняться… резьбой по книгам.