Музыка и человек.
Предмет, которому посвящена эта книга, в нескольких словах можно определить так: музыкотерапия — это музыкальное воздействие на больного с целью врачевания душевных и телесных недугов. Однако суть рассматриваемого явления намного глубже и сложнее. И если мы хотим в нем разобраться, нам, прежде всего, требуется понять, что же такое сама музыка? Обладает ли она, кроме эстетических, еще какими-либо свойствами? Действительно ли можно с помощью музыки менять не только эмоциональное, но и физическое, а также психическое состояние человека?
Музыка — это искусство, воплощающееся в звуковых художественных образах, а также произведение или совокупность произведений этого искусства.
Термин «музыка» (от греч. musike), буквально означает «искусство муз». Музы же, как известно, являлись богинями — покровительницами искусств и наук. Они олицетворяли вдохновение и способны были подарить живой душе состояние наивысшего творческого переживания, когда все человеческое существо, как натянутая струна, вибрирует в великом акте созидания нового и прекрасного.
Главными выразительными средствами музыки следует признать звуки. Их вибрация создает особые энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Именно поэтому правильно подобранная мелодия способна оказывать благоприятное воздействие на больной организм, ускорять его выздоровление. Однако негармоничная музыка с помощью тех же самых электромагнитных волн может разбалансировать работу всех систем, изменить частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания вплоть до полной остановки.
Кроме звуков важными элементами музыки являются ритм, мелодия, гармония, тембр. Ритм здесь следует признать своего рода фундаментом. Его называют «сердцем музыки». Именно он оказывает прямое и выраженное воздействие на наше тело, эмоции. Почему это так? Если вспомнить, что жизнь нашего организма сама основана на различных ритмах, ответ становится очевиден. Дыхание и биение сердца, фазы бодрствования и сна, активности и отдыха, — все это, не говоря о более тонких процессах на уровне клеток и молекул, подчинено своим ритмам. В психологическом состоянии также можно уловить периоды смены горя и радости, вдохновения и депрессии, сосредоточенности и апатии. Эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Есть такие действия, при которых ритмы тела, эмоций и музыки взаимопроникают и сливаются воедино, например, в танце, рождая невероятный взлет всех сил души.
Музыка примитивных племен состоит практически только из ритма. Музыку ритма используют шаманы. Почему так завораживают монотонные гулкие удары в бубен? Оказывается, эти ритмичные звуки способны возбуждать глубинные структуры мозга, а значит, действовать на психику слушателя.
Мелодия рождается определенной последовательностью звуков, комбинацией ритмов, тонов и ударений. Неисчислимое количество возможных комбинаций этих составляющих создает каждый раз уникальную мелодию. Она также интенсивно и многообразно воздействует на слушателя, пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы, убеждения, влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.
Гармонию создает определенная взаимосвязь и последовательность объединенных в созвучие тонов, созвучия формируют музыкальные аккорды. Различные вибрации, излучаемые этими аккордами, вызывают в душе слушателей либо чувство гармонии, либо диссонанса, но и то, и другое оказывает заметное физиологическое и психологическое воздействие. Множество внутренних конфликтов, кризисов и страданий современного человека подчас является результатом преобладания в нынешней музыке диссонансов.
Большое значение имеет и тембр. В сознании большинства это слово ассоциируется с голосом. Однако свой тембр есть ведь и у каждого музыкального инструмента. По-разному воспринимается слушателем звучание скрипки или флейты, арфы или губной гармони. Искусное сочетание различных инструментов в оркестре способно довести до исступления огромную аудиторию.
Кому-то это может показаться странным, но лечебная сила музыки никак не связана с ее эстетической ценностью. Плохая, с точки зрения искусства, музыка может быть совершенно безвредной для здоровья, в то время как некоторые произведения великих композиторов способны его значительно сокрушить. Кроме того, имеют значение индивидуальные особенности слушателя, а также его эмоциональное состояние в момент прослушивания. Одно и то же музыкальное произведение может кого-то вывести из душевного равновесия, а кого-то лишь слегка затронуть. Чувствительный человек с сильными и слабо контролируемыми страстями будет ощущать воздействие музыки иначе, чем эмоционально сдержанный интеллектуал. Важен также объем прослушанной музыки.
Наверное, многим приходилось слышать о нелестных отзывах специалистов в адрес рок-музыки. Кроме отмечаемого всеми общего диссонанса, частого отсутствия формы, нерегулярности и «бешености» ритмов, в этой музыке есть еще одна ловушка — воздействие ультра- и инфразвуками. Эти звуки, не воспринимаемые человеческим ухом, прекрасно «слышат все другие наши органы, а влияют они по принципу 25-го кадра», кодируя или разрушая мозг, внося дисгармонию в работу организма в целом. Разумеется, не все произведения рок-музыки так губительны, а в небольших количествах она способна снять нервное и мышечное напряжение, нейтрализовать воздействие громких, неприятных звуков.
Классические произведения также воздействуют на человека неоднозначно. В зависимости от того, какие именно страсти и чувства будит эта музыка, ее можно условно разделить на следующие группы.
Музыка, взывающая к низшим страстям, которые возбуждаются ее сладострастным очарованием. К таким произведениям, имеющим художественную ценность, можно отнести «Венисбергскую сцену» Вагнера и некоторые сочинения Штрауса.
Относительно музыки Штрауса президент Королевского музыкального общества, Франк Хокерс, говорил: «Из разлагающегося гнойника вырастает экзотическая зловещая очаровывающая красота. Примером такого очарования является музыка Штрауса, начиная с „Танца шести покрывал и до конца: эта музыка ослепляет, соблазняет, вызывает отвращение и выражает оранжерейную красоту дьявольской, зловещей мертвенно бледной плесени, вырастающей на навозной куче».
Музыка, рождающая уныние. Это очень меланхоличные и унылые произведения. Они «заражают» апатичностью и слабостью, горем и печалью, страданием и отчаянием.
Такая музыка может иметь большую художественную ценность. Она приносит облегчение самому композитору, являясь средством духовного очищения, но при этом действует как психологический яд на слушателя, который позволяет проникать в себя угнетающему влиянию подобной музыки.
К этой категории принадлежат некоторые произведения Шопена, особенно его ноктюрны, в которых несчастная душа композитора дала выход своей горькой меланхолии, своей слабости и ностальгии. Эти произведения внесли свой вклад в культивирование томления, болезненной сентиментальности, причинявшей страдания молодым женщинам романтического периода прошлого века.
Музыка радости, которая способна погрузить слушателя в пучину самых разных чувств и переживаний. Даже для людей практичных, рациональных, с неразвитым или подавленным эмоциональным восприятием такая музыка может стать магическим прикосновением, пробуждающим и согревающим очерствевшее сердце.
Веселая, искрящаяся музыка действует как истинное противоядие от отрицательных и депрессивных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и даже ненависти. Она ободряет и радует, разглаживая морщины и смягчая улыбку.
Подобное воздействие оказывают многие произведения Гайдна, Россини и большинство произведений Моцарта.
Музыка вдохновения, которая может ускорить и облегчить интеллектуальную деятельность и поддерживать художественное и творческое вдохновение. Многие писатели и поэты рассказывали, что задумали свои произведения или в момент прослушивания подобной музыки, или же сразу после этого.
Так вдохновляют сочинения великого композитора, который, пережив периоды сильного стресса и напряжения, сумел подняться над личной болью. Он черпал из нее вдохновение, выражая силу, радость и веру, воздавая хвалу великодушию жизни.
Речь идет о Бетховене. Бури и чередования, первых частей его сонат заканчиваются спокойствием и триумфом в конце.
Музыка гармонии, которая бывает полезна в конфликтных ситуациях. Она вполне может сгладить «острые углы», осадить агрессивность и таким образом наметить первые шаги к пониманию.
Психологи любят приводить такой пример. Супруги, оказавшиеся на грани развода, яростно о чем-то спорили на кухне. И вдруг младшая дочь заиграла в гостиной на пианино. Это был Гайдн — такой внезапный и пронзительный… Отец и мать, словно очнувшиеся от кошмарного гипноза, молчали несколько минут. Совсем другие чувства наполняли их в этот момент…
Исцеляющая музыка, к категории которой, прежде всего, нужно отнести инструментальную музыку.
Музыка действительно может быть могучим терапевтическим средством. Ее воздействие может быть удивительно успокаивающим и освежающим. Поставьте кассету с инструментальной музыкой. Если вы несете в себе усталость, она подарит вам расслабление; если рас раздирает злость, она умиротворит вас; если на вас давят проблемы, она подскажет их решение; если вы охвачены отрицательными эмоциями, она осенит вас покоем.
Гармоничная инструментальная музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Такая музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко.
Инструментальные композиции «не напрягают» пустыми текстами. Они — фон, мягкий, ненавязчивый, уютный. Это музыка, чтобы отвлечься, вспомнить, помечтать. Она успокоит, расслабит, либо, наоборот, взбодрит и наполнит энергией — в ней есть все. Надо лишь услышать.
Многие величественные адажио, колыбельные и баркароллы своим мягким очарованием успокаивают лучше, чем любой химический препарат. В Клинике Чикагского университета, например, экспериментально убедились, насколько полезна оказалась музыка для пациентов, которым предстояло лечь на операцию. Причем музыка оказалась хороша в качестве анестезии в применении к брюшной хирургии, а также в качестве успокоительного средства для пациентов с язвой пищеварительного тракта. Особенно благотворно такая музыка действует на очень больных и старых людей.
Для облегчения или ускорения анестезии музыку используют и стоматологи. В таких случаях выбор подходящей музыки сравнительно прост: требуется только, чтобы она была приятной, медленной и успокаивающей. Рушель Блаво – д.м.н, профессор, врач-музыкотерапевт.
Музыка — это искусство, воплощающееся в звуковых художественных образах, а также произведение или совокупность произведений этого искусства.
Термин «музыка» (от греч. musike), буквально означает «искусство муз». Музы же, как известно, являлись богинями — покровительницами искусств и наук. Они олицетворяли вдохновение и способны были подарить живой душе состояние наивысшего творческого переживания, когда все человеческое существо, как натянутая струна, вибрирует в великом акте созидания нового и прекрасного.
Главными выразительными средствами музыки следует признать звуки. Их вибрация создает особые энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Именно поэтому правильно подобранная мелодия способна оказывать благоприятное воздействие на больной организм, ускорять его выздоровление. Однако негармоничная музыка с помощью тех же самых электромагнитных волн может разбалансировать работу всех систем, изменить частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания вплоть до полной остановки.
Кроме звуков важными элементами музыки являются ритм, мелодия, гармония, тембр. Ритм здесь следует признать своего рода фундаментом. Его называют «сердцем музыки». Именно он оказывает прямое и выраженное воздействие на наше тело, эмоции. Почему это так? Если вспомнить, что жизнь нашего организма сама основана на различных ритмах, ответ становится очевиден. Дыхание и биение сердца, фазы бодрствования и сна, активности и отдыха, — все это, не говоря о более тонких процессах на уровне клеток и молекул, подчинено своим ритмам. В психологическом состоянии также можно уловить периоды смены горя и радости, вдохновения и депрессии, сосредоточенности и апатии. Эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Есть такие действия, при которых ритмы тела, эмоций и музыки взаимопроникают и сливаются воедино, например, в танце, рождая невероятный взлет всех сил души.
Музыка примитивных племен состоит практически только из ритма. Музыку ритма используют шаманы. Почему так завораживают монотонные гулкие удары в бубен? Оказывается, эти ритмичные звуки способны возбуждать глубинные структуры мозга, а значит, действовать на психику слушателя.
Мелодия рождается определенной последовательностью звуков, комбинацией ритмов, тонов и ударений. Неисчислимое количество возможных комбинаций этих составляющих создает каждый раз уникальную мелодию. Она также интенсивно и многообразно воздействует на слушателя, пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы, убеждения, влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.
Гармонию создает определенная взаимосвязь и последовательность объединенных в созвучие тонов, созвучия формируют музыкальные аккорды. Различные вибрации, излучаемые этими аккордами, вызывают в душе слушателей либо чувство гармонии, либо диссонанса, но и то, и другое оказывает заметное физиологическое и психологическое воздействие. Множество внутренних конфликтов, кризисов и страданий современного человека подчас является результатом преобладания в нынешней музыке диссонансов.
Большое значение имеет и тембр. В сознании большинства это слово ассоциируется с голосом. Однако свой тембр есть ведь и у каждого музыкального инструмента. По-разному воспринимается слушателем звучание скрипки или флейты, арфы или губной гармони. Искусное сочетание различных инструментов в оркестре способно довести до исступления огромную аудиторию.
Кому-то это может показаться странным, но лечебная сила музыки никак не связана с ее эстетической ценностью. Плохая, с точки зрения искусства, музыка может быть совершенно безвредной для здоровья, в то время как некоторые произведения великих композиторов способны его значительно сокрушить. Кроме того, имеют значение индивидуальные особенности слушателя, а также его эмоциональное состояние в момент прослушивания. Одно и то же музыкальное произведение может кого-то вывести из душевного равновесия, а кого-то лишь слегка затронуть. Чувствительный человек с сильными и слабо контролируемыми страстями будет ощущать воздействие музыки иначе, чем эмоционально сдержанный интеллектуал. Важен также объем прослушанной музыки.
Наверное, многим приходилось слышать о нелестных отзывах специалистов в адрес рок-музыки. Кроме отмечаемого всеми общего диссонанса, частого отсутствия формы, нерегулярности и «бешености» ритмов, в этой музыке есть еще одна ловушка — воздействие ультра- и инфразвуками. Эти звуки, не воспринимаемые человеческим ухом, прекрасно «слышат все другие наши органы, а влияют они по принципу 25-го кадра», кодируя или разрушая мозг, внося дисгармонию в работу организма в целом. Разумеется, не все произведения рок-музыки так губительны, а в небольших количествах она способна снять нервное и мышечное напряжение, нейтрализовать воздействие громких, неприятных звуков.
Классические произведения также воздействуют на человека неоднозначно. В зависимости от того, какие именно страсти и чувства будит эта музыка, ее можно условно разделить на следующие группы.
Музыка, взывающая к низшим страстям, которые возбуждаются ее сладострастным очарованием. К таким произведениям, имеющим художественную ценность, можно отнести «Венисбергскую сцену» Вагнера и некоторые сочинения Штрауса.
Относительно музыки Штрауса президент Королевского музыкального общества, Франк Хокерс, говорил: «Из разлагающегося гнойника вырастает экзотическая зловещая очаровывающая красота. Примером такого очарования является музыка Штрауса, начиная с „Танца шести покрывал и до конца: эта музыка ослепляет, соблазняет, вызывает отвращение и выражает оранжерейную красоту дьявольской, зловещей мертвенно бледной плесени, вырастающей на навозной куче».
Музыка, рождающая уныние. Это очень меланхоличные и унылые произведения. Они «заражают» апатичностью и слабостью, горем и печалью, страданием и отчаянием.
Такая музыка может иметь большую художественную ценность. Она приносит облегчение самому композитору, являясь средством духовного очищения, но при этом действует как психологический яд на слушателя, который позволяет проникать в себя угнетающему влиянию подобной музыки.
К этой категории принадлежат некоторые произведения Шопена, особенно его ноктюрны, в которых несчастная душа композитора дала выход своей горькой меланхолии, своей слабости и ностальгии. Эти произведения внесли свой вклад в культивирование томления, болезненной сентиментальности, причинявшей страдания молодым женщинам романтического периода прошлого века.
Музыка радости, которая способна погрузить слушателя в пучину самых разных чувств и переживаний. Даже для людей практичных, рациональных, с неразвитым или подавленным эмоциональным восприятием такая музыка может стать магическим прикосновением, пробуждающим и согревающим очерствевшее сердце.
Веселая, искрящаяся музыка действует как истинное противоядие от отрицательных и депрессивных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и даже ненависти. Она ободряет и радует, разглаживая морщины и смягчая улыбку.
Подобное воздействие оказывают многие произведения Гайдна, Россини и большинство произведений Моцарта.
Музыка вдохновения, которая может ускорить и облегчить интеллектуальную деятельность и поддерживать художественное и творческое вдохновение. Многие писатели и поэты рассказывали, что задумали свои произведения или в момент прослушивания подобной музыки, или же сразу после этого.
Так вдохновляют сочинения великого композитора, который, пережив периоды сильного стресса и напряжения, сумел подняться над личной болью. Он черпал из нее вдохновение, выражая силу, радость и веру, воздавая хвалу великодушию жизни.
Речь идет о Бетховене. Бури и чередования, первых частей его сонат заканчиваются спокойствием и триумфом в конце.
Музыка гармонии, которая бывает полезна в конфликтных ситуациях. Она вполне может сгладить «острые углы», осадить агрессивность и таким образом наметить первые шаги к пониманию.
Психологи любят приводить такой пример. Супруги, оказавшиеся на грани развода, яростно о чем-то спорили на кухне. И вдруг младшая дочь заиграла в гостиной на пианино. Это был Гайдн — такой внезапный и пронзительный… Отец и мать, словно очнувшиеся от кошмарного гипноза, молчали несколько минут. Совсем другие чувства наполняли их в этот момент…
Исцеляющая музыка, к категории которой, прежде всего, нужно отнести инструментальную музыку.
Музыка действительно может быть могучим терапевтическим средством. Ее воздействие может быть удивительно успокаивающим и освежающим. Поставьте кассету с инструментальной музыкой. Если вы несете в себе усталость, она подарит вам расслабление; если рас раздирает злость, она умиротворит вас; если на вас давят проблемы, она подскажет их решение; если вы охвачены отрицательными эмоциями, она осенит вас покоем.
Гармоничная инструментальная музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Такая музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко.
Инструментальные композиции «не напрягают» пустыми текстами. Они — фон, мягкий, ненавязчивый, уютный. Это музыка, чтобы отвлечься, вспомнить, помечтать. Она успокоит, расслабит, либо, наоборот, взбодрит и наполнит энергией — в ней есть все. Надо лишь услышать.
Многие величественные адажио, колыбельные и баркароллы своим мягким очарованием успокаивают лучше, чем любой химический препарат. В Клинике Чикагского университета, например, экспериментально убедились, насколько полезна оказалась музыка для пациентов, которым предстояло лечь на операцию. Причем музыка оказалась хороша в качестве анестезии в применении к брюшной хирургии, а также в качестве успокоительного средства для пациентов с язвой пищеварительного тракта. Особенно благотворно такая музыка действует на очень больных и старых людей.
Для облегчения или ускорения анестезии музыку используют и стоматологи. В таких случаях выбор подходящей музыки сравнительно прост: требуется только, чтобы она была приятной, медленной и успокаивающей. Рушель Блаво – д.м.н, профессор, врач-музыкотерапевт.
Отзывы и комментарии