Классификация затрат

Основным объектом управленческого учета являются расходы (затраты). Для эффективной реализации управленческих задач принято также выделять такие категории объектов, как места возникновения затрат (МВЗ) и носители затрат.
Затраты - стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации. Здесь мы сталкиваемся с понятием расходов, которому также необходимо дать определение.
Часто понятие "затраты" отождествляется с понятием "расходы", однако эти явления имеют принципиальные отличия и могут использоваться как синонимы только в конкретном тексте.
Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения, или использования активов организации, или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации.
1. По признаку принадлежности к отчетным периодам расходы организации делятся на две категории:
• расходы данного (текущего) отчетного периода;
• отложенные расходы.
Расходы данного (текущего) отчетного периода - расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода.
Отложенные расходы - расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем. Это условные расходы, поскольку они не признаны в качестве расходов в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках. Отложенные расходы подлежат капитализации на балансе организации.

2. В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках их можно разделить на:
• затраты на продукт;
• затраты (расходы) периода.
Затраты на продукт непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности предприятия, изготовлением продукции. Они имеют место при наличии производства и в большей части отсутствуют при свертывании производства.
Затраты (расходы) периода являются функцией отчетного периода, они связаны скорее с длительностью отчетного периода, чем с выпуском и продажей продукции. Таким образом, затраты (расходы) периода можно рассматривать в качестве убытков отчетного периода. В этой классификации нет чистоты, но есть прагматизм. С ее помощью можно сделать вывод, что если нет производства, нет затрат на продукт, то все равно остаются затраты периода.

Затраты предприятия - сложное и многогранное явление. Для эффективного управления ими необходимо использовать классификацию, предполагающую группировку затрат по определенным признакам.
3. Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат предприятия: в зависимости от доли того или иного элемента в общей сумме затрат производства и отрасли экономики можно разделить на:
• материалоемкие (высок удельный вес материальных затрат в себестоимости),
• трудоемкие,
• фондоемкие.
Причем, данная классификация предполагает определение доли каждого экономического элемента затрат независимо от того, на какой производственной стадии или в каком подразделении организации они произведены («затраты на оплату труда» отражают использование трудовых ресурсов независимо от того, какие именно функции – производства, организации, обслуживания или управления – работники выполняют и в каком подразделении трудятся).

4. Классификация затрат по статьям затрат: статья затрат – совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование. В национальных стандартах бухгалтерского учета (ПБУ 10/99 «Расходы организации» п. 8) содержится требование: «для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно».
Перечень статей затрат и их состав определяется отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости, носящих рекомендательный характер.
Совокупность используемых статей затрат называют номенклатурой затрат.

5. Прямые и косвенные затраты: прямые – в момент возникновения можно непосредственно отнести на носитель затрат (объект калькулирования) на основе первичных учетных документов. Для отнесения на объекты калькулирования косвенных затрат необходимо выполнение дополнительных расчетов по их распределению пропорционально той или иной выбранной базе.

6. Классификация по степени зависимости величины затрат от уровня деловой активности (объемов производства или продаж)
Условно-переменные – затраты, величина которых зависит от уровня деловой активности. В зависимости от соотношения изменения затрат и объема производства выделяют пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные и регрессивные затраты. Для количественного описания поведения затрат используют коэффициент реагирования затрат (введен нем. К. Меллеровичем).
К условно-постоянным затратам относятся затраты, величина которых относительно не меняется с изменением объемов производства. Их принято классифицировать на полезные и бесполезные (холостые). Последние возникают при использовании производственного фактора не на полную мощность (рис. 2):
Величина большинства постоянных затрат не является абсолютно фиксированной. Они постоянны для конкретного объема производства, но в какой-то критический момент возрастают на определенную величину. Подобные затраты относятся к постоянным или переменным в зависимости от частоты ступенчатых приращений и величины приращений в каждой точке.
При анализе смешанных затрат необходимо применять методы, позволяющие выделить из них постоянную и переменную части (анализа счетов, графический метод, «высшей и низшей точек», регрессионный и корреляционный анализ).

7. В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках их можно разделить на:
• затраты на продукт;
• затраты периода.
Затраты на продукт непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности предприятия, изготовлением продукции. Они распределяются между текущими расходами, участвующими в формировании доходов отчетного периода и запасами. Последние становятся расходами (в качестве себестоимости проданных товаров, работ, услуг) только когда продукция реализована, таким образом, их можно характеризовать как «запасоемкие».
Затраты периода являются функцией отчетного периода, они связаны скорее с длительностью периода, чем с выпуском и продажей продукции. Затраты периода (например, управленческие и коммерческие расходы) признаются в том периоде, в котором были произведены; не проходят через стадию запасов, не признаются активами, а непосредственно влияют на размер прибыли, отражаясь в отчете о прибылях и убытках. Их можно назвать «незапасоемкими».
Данный подход используется при формировании частичной (неполной) себестоимости продукции (система «директ – костинг»).
8. По признаку существенности для принятия решений затраты делят на:
• релевантные;
• нерелевантные.
Релевантными называют затраты, которые различаются (имеют существенное значение) в зависимости от выбираемого варианта решения.
9. Учет затрат по центрам ответственности. Центр ответственности – часть организации, выделяемая в учете для контроля над ее деятельностью.
В каждом центре ответственности осуществляются расходы и производится продукция (работы, услуги). Затраты каждого ЦО измеряются и контролируются менеджером или исполнителем. Не каждую работу, услугу и произведенную продукцию можно измерить в качестве дохода ЦО – услуги бухгалтерии. Не все ЦО, соизмеряющие доходы и расходы, могут принимать решения по использованию полученной прибыли.
По принципу возможности и целесообразности исчисления прибыли и ее использования ЦО делят на:
• центр затрат. Контролируются только расходы, их цель – минимизация затрат;
• центр доходов. Контролируется только выручка, цель управления – получение возможно большей выручки;
• центр прибыли. Контролируются затраты и расходы, их сопоставлением определяется прибыль, основная цель – получение максимальной прибыли;
• центр инвестиций. Контролируются затраты, доходы и прибыль, а также использование прибыли, в т. ч. – инвестиции в собственные активы (это относительно самостоятельные подразделения организации, дочерние организации).
По принципу осуществления производственных функций можно выделить следующие ЦО:
• снабжения,
• производства,
• сбыта,
• управления.
Основа функционирования ЦО – сопоставление фактических затрат с плановыми (бюджет, смета затрат).
Система учета затрат по ЦО – эффективное средство управления затратами и прибылью, если обеспечены:
• обоснованный выбор перечня ЦО;
• обоснованные бюджеты (сметы затрат), стимулирующие уменьшение затрат;
• правильный выбор контролируемых расходов;
• обоснованный выбор ответственных за расходы, доходы и прибыль;
• взаимосвязь отчетов ЦО различных уровней;
• функционирование системы учета по ЦО параллельно с системой финансового учета.

10. По отношению к конкретному ЦО затраты делят на:
• подконтрольные;
• неподконтрольные.
Подконтрольность означает возможность менеджера повлиять на размер затрат. Эта классификация сугубо индивидуальна (только для конкретного ЦО) и достаточно условна.

Рынок скрывает много возможностей для производителей, но одновременно предъявляет и жесткие требования к ним. В условиях перехода к рыночной экономике перед предприятием встает множество новых проблем, которых не было прежде, и от того, насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению, будет зависеть успешность их деятельности.
Учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину затрат.
При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость совершенствования и создания четкой системы учета и контроля затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в рамках управленческого учета.
В современной жизни важнейшей категорией становится прибыль. Прибыль предприятия обусловлена ее доходами и расходами, причем в условиях рыночной экономики доходы в значительной степени зависят от конъюктуры, а расходы - в существенно большей степени от работы самого предприятия, деятельности его администрации и усилий трудового коллектива. Поэтому учет затрат и калькуляция себестоимости готовой продукции, а также аналитические методы нахождения оптимальных управленческих решений выдвигаются в центр внимания теоретиков и практиков учета.
Корпоративные системы, www. sike. ru



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: