Основные направления противодействия современному терроризму

В последние десятилетия мир захлестнула волна терроризма. Он все более тревожит мировую общественность, борьба с терроризмом требует огромных экономических затрат. Только Правительство США тратит около 5 миллиардов долларов в год на меры по предотвращению террористических актов – у себя дома и за рубежом, и эти затраты, несомненно будут расти. Россия первой среди крупных государств мира на рубеже тысячелетий стала жертвой терроризма. Наша страна на своем опыте сполна испытала, что современный терроризм и связанная с ним миграция хорошо вооруженных и обученных боевиков, контрабанда оружия, незаконный оборот наркотиков, религиозный экстремизм превратились в один из основных факторов, подрывающих стабильность и мир не только в отдельных странах, регионах, но и на всей планете. Сегодня международный терроризм по существу стал геополитическим вызовом всему мировому сообществу.
В этой связи терроризм, как и международный терроризм вообще, является одной из наиболее серьезных угроз национальной безопасности российской Федерации и требует самого пристального внимания со стороны гражданского общества и государства, его правоохранительных органов и спецслужб.
Почему же именно сейчас так активизировались все указанные выше процессы? Дальнейшее расширение процесса глобализации ведет к превращению жесткого, непримиримого противостояния стран линии «Север-Юг» в результате усугубляющегося социально-экономического расслоения мира в реальную угрозу стабильности.
Статистика свидетельствует о том, что вот уже более 50 лет разрыв между уровнями доходов бедных и богатых стран, «золотого» и остальных миллиардов населения планеты не только не сокращается, а растет чуть ли не по экспоненте. К настоящему времени этот разрыв увеличился до 74:1 по сравнению с 13:1 в 1960 году. Совокупный объем потребления в мире вырос за этот период примерно в 6 раз. Но 86% мирового потребления приходится на 1/5 часть населения Земли, а на остальные 4/5 – всего 14%. К тому же, по данным ООН, около 1,3 млрд. человек живет в условиях нищеты.
В то же время объем официальной помощи развитию отсталых стран со стороны развитых и ее доля в ВВП этих стран непрерывно сокращается. В целом, объем этой помощи большинству отсталых стран, как сообщил К.Аннан в августе 2002 года в Йоханнесбурге сократился, как минимум, на 25%, а семи африканским странам даже более чем на 50%.
Указанный гигантский разрыв в социально-экономических условиях жизни и является источником насилия в различных формах. Объектом этого насилия в первую очередь будут богатые, развитые страны, а острота угрозы будет прямо зависеть от характера политики богатых стран в отношении отсталых стран.
Такие процессы являются, как правило, ответной реакцией на нарушение равноправных международных экономических отношений. В большинстве стран мира сложилась такая экономическая ситуация, при которой получить законный доход, достаточный для достойной жизни, оказывается невозможным для все большей части жителей.
Отсюда в целях элементарного выживания они вынуждены обращаться к незаконной деятельности, восстанавливая, таким образом, «социальную справедливость». Это явилось источником терроризма, расцвета наркобизнеса, рэкета и крупномасштабного бандитизма. В итоге именно благополучные страны в большей степени начинают расплачиваться за свою недальновидную экономическую политику по отношению к другим. Сформировались такие экономические и идеологические условия, которые ежечасно, ежеминутно из законопослушных и честных граждан делают нечестных, социально опасных и ожидать, что в этих условиях только усилиями правоохранительных органов можно решить данную проблему, просто наивно.
Одной из причин разгула терроризма следует признать также распространение в мире обычного, прежде всего, стрелкового оружия. Так, число погибающих сейчас от стрелкового оружия. Так, число погибающих сейчас от стрелкового оружия намного превышает число жертв от применения других систем вооружения м намного превосходит число погибших в результате атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Количество стрелкового оружия, незаконно находящегося на руках, оценивается сейчас в 500 млн. единиц. Только жесткие меры по недопущению незаконного распространения этого вида оружия позволяет сохранить стабильность в мире и не допустить расползания локальных конфликтов.
Терроризм как социально-политическое явление требует постоянного научного и практического осмысления. Объектом внимания должны быть, прежде всего, факторы, порождающие терроризм. Именно они на общегосударственном уровне являются объектом профилактического воздействия. В противном случае борьба с терроризмом всегда будет носить характер спонтанного рефлексивного реагирования правоохранительных органов и спецслужб на состоявшиеся акты терроризма, что и наблюдается в России.
Ослабление борьбы с терроризмом или явные неудачи в ней порождают правовой нигилизм в общественном сознании, недоверие граждан ко всей правоохранительной системе.
Для выработки работоспособной стратегии противодействия терроризму в нашей стране и определения в связи с этим роли, места и характера деятельности граждан и общественных организаций в этом противодействии необходимо, прежде всего, определиться с рядом исходных основополагающих понятий.
Понятие «терроризм» у нас до сих пор в правовом отношении крайне туманно и неконкретно. По закону «О борьбе с терроризмом» даже в редакции 2000 года «терроризм – это насилие или угроза его применения». Под это определение можно подвести все что угодно, например, изнасилование. В то же время к «преступлениям террористического характера» в законе отнесены преступления всего по 6 статьям Уголовного кодекса РФ (ст.205-208; 277 и 360). Правда, сказано, что к таким преступлениям могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом, если они совершены в террористических целях. Но вот что это за цели – ничего не говорится, тогда как к «террористическим акциям» отнесено даже «распространение угроз в любой форме и любыми средствами».
При таком расплывчатом подходе к терроризму мы так никогда и не определимся, с чем же мы должны бороться и предотвращать. За рубежом проблема терроризма формулируется проще и конкретнее.
В Турции, к примеру, в законе «О борьбе с терроризмом» 1991 года отмечается: «Террор – это различного рода деятельность, проводимая одним человеком или группой лиц, являющихся членами организаций, которые при помощи одного из методов – налета, насилия, сильного запугивания, пыток и угроз – ставят своей целью изменение политического, правового, социального, светского и экономического устройства, закрепленного в Конституции республики, подрыв государственных начал, национальной и государственной целостности, подтверждение опасности существования государства, подрыв авторитета государства (уничтожение или захват власти), нарушение основных прав и свобод, причинение вреда общественному строю и общему здоровью».
Поскольку в последние годы политический и криминальный терроризм все теснее сплетается в современном мире, а людям вообще не важно, какой терроризм им угрожает, на Западе сейчас на первое место в определении терроризма поставлены акты насилия, представляющие угрозу человеческой жизни и направленные на запугивание или принуждение гражданского населения, на оказание влияния на политику какого-либо правительства посредством запугивания или принуждения, на оказание воздействия на действия какого-либо правительства посредством массового поражения, убийства государственного деятеля или его похищения. (Закон США «О терроризме», 2001 г.). А в «Законе о терроризме» Великобритании 2000 года вообще четко сказано, что «использование или угроза насильственных действий с использованием огнестрельного оружия или взрывчатых веществ является терроризмом вне зависимости от любых других условий». Кроме того о всех зарубежных законах подробно перечисляются все статьи уголовного законодательства, преступления по которым относятся к террористическим, с указанием увеличенных сроков наказания ха них (до 36 лет в США).
Как видим, приоритеты в борьбе с терроризмом за рубежом различаются, но политические цели террора остаются доминирующими в его определении. У нас же, как и в советские времена, политические цели и идеология терроризма практически полностью игнорируются. Мы упорно не хотим признавать, что основным нашим врагом является сейчас не международный терроризм, определения которого, кстати, нет ни в одном отечественном правовом акте, а внутренний терроризм. Безусловно, наш терроризм активно поддерживается и международными террористическими организациями, и мусульманскими организациями, не имеющими отношения к терроризму, и различными другими организациями и просто недругами России во многих так называемых цивилизованных странах, заинтересованных в ослаблении и дальнейшем распаде нашей страны.
Но корни и подлинные причины терроризма находятся внутри страны, и одно осознание этого позволит нам более конкретно формировать практическую стратегию борьбы и противодействия терроризму.
Коренные причины нашего политического терроризма кроются в сепаратистских и экстремистских настроениях в ряде российских регионов, в первую очередь, кавказских, а конечная цель терроризма - принудить федеральные органы власти признать независимость хотя бы Чечни и вывести российские войска с Кавказа, а затем сформировать самостоятельное шариатское государство – Исламский Халифат от Черного моря до Памира.
В концепции национальной безопасности Российской Федерации четко подчеркнута суть этой угрозы: «Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм…способствует усилению национализма, политического и религиозного экстримизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов». Но на практике об этих причинных корнях терроризма мы даже не вспоминаем. Нет таких слов ни в законе «О терроризме», ни в законопроекте «О противодействию терроризму». И это при том, что имеем свой положительный опыт в этой области при разработке и принятии Шанхайской Конвенции в 2001 г. конвенция так и называется: «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», и в ней данные явления неразрывно представлены как «угроза международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, а также осуществлению основных прав и свобод человека». В конвенции подчеркивается, что «указание явления серьезно угрожают территориальной целостности и безопасности Сторон, а также их политической, экономической и социальной стабильности».
Помимо всего прочего, в данной Конвенции содержатся разумные определения и терроризма, и сепаратизма, и экстремизма.
Бороться с терроризмом нужно, прежде всего, силовыми методами, причем бороться решительно, жестко и бескомпромиссно, как это делал П.Столыпин в свое время, как это делают Израиль и США сейчас. Если мы признаем, что с терроризм объявил нашей стране войну, то с терроризмом и нужно бороться как на войне, без всякой оглядки на так называемую «демократию». С этой целью необходимо, по нашему мнению, прежде всего ввести в отечественное законодательство хотя бы следующие изменения:
- четко установить полный перечень статей Уголовного кодекса Российской Федерации, которые необходимо отнести к преступлениям террористического характера;
- уголовные дела по преступлениям террористического характера рассматривать в военных судах, а не в обычных гражданских судах, да еще в судах присяжных из местных жителей, как это делается зачастую в настоящее время;
- отменить в отношении преступлений террористического характера пресловутый принцип поглощения наказаний и обеспечить справедливое требование людей, чтобы террорист был наказан за все свои преступные деяния;
- запретить всякие формы амнистии, помилования и условно-досрочного освобождения любых лиц, осужденных за преступления террористического характера, чтобы исключить позорную практику взращивания террористов-рецидивистов т.д.
Подобные частные действия ничего не требуют от власти, кроме политической воли, но и они послужат мощным сдерживающим фактором при вербовке террористическими организациями боевиков как внутри страны, так и за рубежом.
Борьба с терроризмом – это задача силовых ведомств, и участие в этой борьбе общественности и ее организаций представляется малооправданным и даже вредным. Об этом, в частности, свидетельствует печальный опыт Беслана, где активность общественности только усугубили растерянность и неорганизованность в действиях власти и силовиков.
Но вот с причинами терроризма, и в первую очередь с национализмом, сепаратизмом и экстремизмом, бороться силовыми методами в принципе недопустимо. Как свидетельствует многолетний отечественный опыт, подобный подход приводит только к озлоблению населения и обострению общественных отношений. Это наглядно проявилось и в последнем инциденте, когда после ареста группы подростков-лимоновцев за Э.Лимонова в телевизионном споре демонстративно проголосовало небывалое до того большинство телезрителей.
По Шанхайской декларации сепаратизм – это какое-либо деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части его территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а ровно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершенствованию, подстрекательство к нему, преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством.
Сепаратизм особо опасен, потому что он не только угрожает целостности страны и ее конституционному строю, но и вносит раскол в российское общество, нарушает межнациональное согласие. А когда сепаратизм подкрепляется религиозным радикализмом, то он становится особо опасным. Разработка эффективных мер противодействия такому сепаратизму должна стать приоритетной задачей государства.
Федеральная власть, которая несет основную ответственность за противодействие сепаратизму, для профилактики и локализации сепаратизма и основных направлений его подрывной деятельности – терроризма, диверсий, экстремистской агитации и пропаганды - должна привлечь все силы общества, чтобы предупредить случаи возникновения острых противоречий между населением и органами власти, между гражданами разной национальности и вероисповедания, между различными политическими движениями. И вот в этом деле роль и значение общественности и общественных организаций исключительно велика. Без широкого использования возможностей всего нашего общества с сепаратизмом и, следовательно, с терроризмом, государство будет вынуждено бороться до второго пришествия.
В основе деятельности и государства, и общества по выявлению, предупреждению и пресечению проявлений се6паратизма должны лежать исключительно правовые, политические, социальные, экономические, идеологические, административные и воспитательные методы, учитывающие специфику региона, что в нашей практике полностью игнорируется. Следует отметить, что в царские времена в традиционный комплекс причин напряженности на Кавказе входили:
- невнимание центральных и местных органов власти к национальной специфике региона;
- игнорирование своеобразных экономических проблем;
- стремление к жестким мерам в национальной и религиозной политике.
Основания и формы профилактического реагирования государства и общества на проявления сепаратизма должны быть законодательно закреплены и доведены до всех граждан в открытых правовых актах.
Таким образом, успех в борьбе с сепаратизмом, и, как следствие, с терроризмом и экстремизмом, зависит от поддержки государственных мер противодействия ему со стороны широких слоев населения на основе прочного консенсуса между различными социальными слоями общества не только на Кавказе, но и во всей России.

Антитеррористический международный центр http://atmc.cc/St%3AOsnovnie-napravlenia.php



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: