Не жить, а проживать. Как этому научиться?
Знакомо ли вам ощущение, что жизнь проносится мимо вас, вы крутитесь как белка в колесе, но это не приносит вам удовлетворения? Вы ощущаете пустоту и не видите плодов своего труда. Один день сменяет другой со скоростью звука, и в середине декабря вы в очередной раз с ужасом осознаете, что еще один год вашей жизни вот-вот уйдет безвозвратно.
Реальность становится воспоминанием, так и не став реальностью.
Реальность — это жизнь здесь и сейчас, в настоящем времени, не смазанном прошлым или будущим. Это осознание своих потребностей и принятие на себя ответственности за свою жизнь. Это осознание, чего вы хотите, когда хотите и как вы можете реализовать ваши желания.
Большинство из нас в разные моменты своей жизни научились избегать осознания определенных частей своего «Я» и своего опыта. Обычно мы уклоняемся от осознания, чтобы избежать неприятных или пугающих чувств и переживаний. В зоопарке надпись на клетке со страусом гласит: «Страуса не пугать — пол бетонный!» Мы с вами, в отличие от страуса, обладаем большими возможностями для избегания — это и отвлечение внимания от негативных чувств, и полное отрицание этих чувств, и стремление всячески заранее избегать ситуаций, в которых эти чувства могут появиться. Все это делает нашу эмоциональную жизнь более защищенной, но это не так, это всего лишь самообман. Нам кажется, что таким образом мы экономим наши душевные силы, но и это тоже не так.
Дело в том, что уклонение и избегание — это четко определенные действия, требующие от нас немалых затрат энергии, которую можно было бы, тем временем, пустить на что-то действительно стоящее. Мы приходим в этот мир с открытым сердцем и свободным осознанием, с врожденным любопытством и желанием познавать все новое, что нас окружает. И лишь с течением времени мы приобретаем это умение — блокировать наше осознание, избегать осознания по примеру родителей или исходя из собственного опыта, который убедил нас в необходимости этого блокирования. Получается, что уже в самом раннем детстве мы учимся если не обману, то самообману, манипулированию самим собой. Такое поведение закрепляется, входит в привычку и постепенно перестает осознаваться — становится естественной частью нас самих.
Блокируя осознание, мы не только тратим на это большое количество сил и энергии, но и препятствуем возникновению у нас естественных реакций, которые были свойственны нам изначально. Мы злимся на что-то, тут же выражая свою злость, а в ответ получаем установку, что злиться — это плохо. Хорошие дети — не злятся, злятся только плохие, а плохих детей мамы не любят. А мы очень хотим, чтобы мама нас любила, и не только хотим, для нас это жизненно важно. Ведь рискуя потерять мамину любовь, мы рискуем потерять и весь свой мир. Скрывать свои эмоции мы еще пока не научились, поэтому единственный для нас выход — это избегать этих эмоций. И мы с успехом справляемся с этой задачей, например, переставая видеть ситуации, вызывающие у нас злость.
Получается, что уже в раннем детстве, теряя часть наших спонтанных реакций и эмоций, мы теряем часть нас самих, становясь эмоциональными калеками.
На самом деле, как вы догадываетесь, закон сохранения энергии работает и в случае с нашими эмоциями. Полностью заблокировать какой-либо психический процесс невозможно, зато можно подменить одно другим. И такими заменителями обычно становятся скука, эмоциональная усталость, смущение, беспокойство, тревожность. Как вы видите, все эти чувства, на первый взгляд, выглядят довольно-таки нейтральными или уж, по крайней мере, неяркими. Они работают своего рода ширмой, за которой скрываются наши более яркие эмоции. Чаще всего неосознаваемые или подсознательно заблокированные, остановленные. Ребенок может сказать: «Мам, мне скучно. Я хочу пойти погулять». Мы же, как правило, ограничиваемся первой частью фразы: «Мне скучно». В то время как, за этим обязательно следует: «Я хочу…»
Попробуйте вспомнить, когда в последний раз вы находились в одном из вышеперечисленных состояний. Вспомните максимально подробно ту ситуацию и ситуацию, которая ей предшествовала. Вспомните свои ощущения и переживания. Чем была вызвана ваша скука, усталость, беспокойство или тревожность? Вернитесь мысленно туда еще раз. Подумайте, чем или кем было вызвано такое ваше состояние. Вспомните, что вам хотелось сделать или сказать в той ситуации.
Теперь, зная, что за той вашей эмоцией скрывалась нереализованная энергия, энергия, которая была заблокирована, куда бы вы ее направили, на какое чувство, переживание? Что бы вы испытали вместо скуки, усталости или тревоги — может быть, грусть, раздражение, злость или возбуждение?. .