Откуда берется низкая самооценка?
Для человека с низкой самооценкой свойственны высокая тревожность и низкий уровень сформированности Я-образа — то есть представлений о себе, о своих положительных и отрицательных качествах. Его самооценка напрямую зависит от того, как его оценивают окружающие, из-за чего он попадает в эмоциональную зависимость от них. Почему?
Потому что он начинает себя видеть их глазами, принимая без здоровой критики все, что о нем думают и говорят другие.
Корни низкой самооценки, конечно же, уходят в детско-родительские отношения. По сути, человек с низкой самооценкой — это тот, кто до сих пор эмоционально не отделился от своих родителей. Отделение происходит в подростковом возрасте, а поскольку «отделение» — это «разрыв», это всегда происходит болезненно для обоих сторон. Не все родители обладают мудростью и силой для того, чтобы грамотно пройти через это испытание. Как правило, все их усилия интуитивно направлены на то, чтобы не отпустить ребенка от себя. А все усилия подростка, также интуитивно, направлены на то, чтобы отделиться от родителей.
Этому способствует такой механизм человеческой психики, как изменение приоритетов в общении в этом возрасте. Если до подросткового возраста все внимание и привязанность были направлены на родителей, от них также было важно получение поддержки и одобрения, то теперь все эти потребности направляются вовне — на своих сверстников, на друзей. Теперь друзья становятся более значимыми, и именно их мнение является решающим, а их поддержка — наиболее важной для молодого человека. Так устроено природой для того, чтобы человек получил первый опыт общения с социальным окружением, научился устанавливать связи с другими — не родными, для того чтобы создать себе базу на будущее — тот опыт, на который он будет опираться уже во взрослой жизни, где ему нужно будет эффективно взаимодействовать с окружением для удовлетворения своих потребностей.
При этом нужно иметь в виду, что родители также переживают серьезный кризис — они чувствуют себя преданными, ненужными, покинутыми ребенком, которого они растили к тому моменту уже более 10 лет. Поэтому естественно, что все свои силы они направляют на то, чтобы восстановить те связи, которые были между ними и ребенком с момента рождения. И здесь уже очень многое зависит от того, насколько родители могут помочь друг другу, поддержать друг друга в этой ситуации. Насколько они удовлетворены своей жизнью, своими достижениями. Если воспитание ребенка — было ведущим занятием в их жизни, то, конечно, вероятность их «победы» в этом бою за независимость особенно велика. Если же они смогут найти то, что их объединяет помимо ребенка, то и принять его уход во взрослую жизнь им будет намного легче.
Еще одна сложность для родителей подростка состоит в том, что если в их личных отношениях — в отношениях пары — уже были какие-то проблемы, которые как-то удавалось не замечать или компенсировать за счет ребенка, то теперь прежние механизмы адаптации рушатся. Родители остаются в своих отношениях один на один, без привычных «эмоциональных костылей», на которые очень удобно было опираться и которые они оба старались не замечать. И, конечно, чем сталкиваться лицом к лицу с проблемами, давно скрываемыми даже подчас от самих себя, гораздо проще попытаться вернуть прежнее равновесие — естественно, за счет ребенка. И если это удается — ребенок остается вписанным в родительскую систему взаимоотношений как неотъемлемая часть, то в дальнейшем приобрести автономию будет крайне сложно.
Следствием этого «неотделения», как правило, является низкая самооценка, отсутствие навыка социального общения, готовность жертвовать собой, своими интересами ради других, стремление к избеганию неудач, неумение удовлетворять свои потребности, а зачастую даже неумение их распознавать, отсутствие стремлений к достижению, низкая уверенность в себе, своих возможностях и способностях.