Как развить руки? В помощь фортепианисту. Упражнения без ничего

Так уж повелось, что не все ценители прекрасного оканчивают музыкальную школу, и именно эта жажда гармонии и тонких мелодических переплетений иногда толкает всецело созревших людей на нелегкий шаг — обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте. В помощь этим подвижникам, если они избрали предметом своего интереса фортепиано, и была написана данная статья (хотя она окажется весьма полезной и всем остальным музыкантам, будь то скрипачи, гитаристы или флейтисты).

Несомненно, залогом мастерства является практика: чем больше вы занимаетесь с инструментом, тем лучше ваша игра. Однако что же делать, если инструмента под рукой не оказалось (я еще ни разу не видел человека в очереди в супермаркете с синтезатором под мышкой), или же соседи через стенку каждые пять минут передают по батарейной связи обширные послания, зашифрованные азбукой Морзе, мол, потише, пожалуйста? Для этой цели (и примерно в таких условиях) вашим покорным слугой был выдуман целый ряд упражнений, которыми он спешит поделиться.

Упражнения разделим на две группы: 1 — упражнения без ничего, 2 — упражнения со снарядом (с мячиком для большого тенниса и с шариковой ручкой). Также уделим пару слов вопросам разминки и техники безопасности, но это уже в конце.

Итак, группа 1 — упражнения без ничего.

Необходимое оборудование: пальцы, иногда — стена или любая другая поверхность. В целях удобства и краткости присвоим каждому пальцу свой номер. Большому — 1, указательному — 2, среднему — 3, безымянному — 4, мизинцу — 5.

Упражнение 1 — на координацию. Стучим по большому пальцу.

Сперва коснемся большого пальца мизинцем, потом — безымянным, средним и указательным по очереди. Теперь — в обратном порядке: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Получаем такую последовательность: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Повторять любое количество раз. Постарайтесь добиться чувства уверенности в пальцах, хлесткости ударов, а также ровного ритма. Позже ваши пальцы скажут вам «Спасибо», когда вы будете разучивать мелодические произведения.

Если с правой рукой (если вы — правша), как правило, проблем не возникает, то с левой поначалу будет очень непросто. Но это временное явление — с практикой все становится на свои места (меня пальцы стали более-менее слушаться только на третий день занятий).

Упражнение 2 — на силу и выносливость. Жмем на большой палец.

Делаем все, как указано выше, но с тем лишь отличием, что теперь мы с силой нажимаем на большой палец. Последовательность остается неизменной: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Так мы разовьем силу и выносливость пальцев — сможем дольше играть и радовать наших соседей гармоническими переливами всевозможных гамм и аккордов.

Упражнение 3 — на скорость.

Делаем все, как в упражнении 1, но теперь возможны две вариации: или пытаемся максимально быстро простучать последовательность 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5, или так же быстро стучим ее без повторных простукиваний указательным пальцем и мизинцем, т. е. 5, 4, 3, 2, 3, 4, 5, 4, … и так далее. Ведь иногда приходится играть очень быстрые произведения, и как же печально, когда в руках недостает так нужной в этот момент скорости…

Упражнение 4 — на координацию. «Терции».

Теперь переходим от «мелодических» простукиваний к «гармоническим»: начинаем стучать одновременно несколькими пальцами. Вот именно здесь нам и понадобится стол (или хотя бы чья-нибудь коленка, своя тоже подойдет). Пальцы будем брать через один: 1 и 3, затем 2 и 4, затем 3 и 5 (далее 1−3, 2−4 и 3−5 соответственно). Данное упражнение может сперва показаться невыполнимым, но с практикой придут и уверенность, и скорость, и плавность.

Отрабатываем последовательности:

1−3, 2−4, 3−5, 3−5, 2−4, 1−3 и т. д.;

1−3, 3−5, 1−3, 3−5 и т. д.;

1−3, 2−4, 3−5, 1−3, 2−4, 3−5 и т. д.;

3−5, 2−4, 1−3, 3−5, 2−4, 1−3 и т. д.

Кроме того, как вариант этого же упражнения, потренируем «расход»: сначала ударим по поверхности одним пальцем, а следом за ним — двумя соседними. Получаем последовательности:

2, 1−3, 2, 1−3 и т. д.;

3, 2−4, 3, 2−4 и т. д.;

4, 3−5, 4, 3−5 и т. д.

Упражнение 5 — на постановку руки.

Согнем пальцы так, будто мы держим в руке мячик (все пальцы равномерно согнуты, будто обхватывают невидимый шар). Теперь, не меняя положения пальцев, ставим получившуюся фигуру на стол пальцами вниз — получается, что мы упираемся в поверхность стола ногтями. Теперь слегка надавим на руку весом своего тела, стараясь удержать пальцы дугообразными и не дать им прогнуться.

Данное упражнение рассчитано на выработку у фортепианистов правильной постановки руки. Такое «дугообразное» нажатие является более результативным и менее трудоемким (в отличие от нажатия, которым мы звоним в дверь или вызываем лифт), и, как результат, игра на фортепиано становится значительно легче и уверенней.

Далее нам предстоит побеседовать об упражнениях с мячом и/или ручкой, а также о разминке и технике безопасности…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: