Красная Шапочка. Как профессор живописи Юлий Клевер стал «конкурентом» Шарля Перро?

Во многих сказках главными героинями являются прекрасные юные принцессы. Любопытно, что и первая книга сказок, изданная для детей, увидела свет благодаря принцессе Орлеанской. Именно для племянницы французского короля Людовика XIV (Великого) в конце XVII века была издана прекрасно оформленная книга «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Автором сборника сказок был указан Пьер де Арманкур-Перро. Но многие знали, что подлинным автором был не Пьер, а его отец — сановник при дворе короля, а по совместительству академик и известный поэт.

Вскоре книга была опубликована массовым тиражом, и началось её победное шествие по Европе. Слушая сказки из этой книжки, которые им читали взрослые, дети с замиранием следили за удивительными похождениями Кота в сапогах, смеялись над проделками Мальчика с пальчик, переживали за юную принцессу, уколовшуюся веретеном и уснувшую почти на сто лет. Не оставались они равнодушными и к судьбе маленькой девочки, прозванной Красной Шапочкой, которая отправилась в дремучий лес, чтобы навестить свою бабушку.

В России, причем на русском языке, эта книга, названная «Сказки о волшебницах с нравоучениями», вышла в свет в 1768 году. К этому времени книга уже почти 40 лет издавалась под именем своего подлинного автора — Шарля Перро. В первых русских изданиях сказки назывались немного не так, как мы привыкли с детства — «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах», «Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о некоем человеке с синей бородой» и т. п. Книга Шарля Перро в России неоднократно переиздавалась, став любимой для многих поколений детей.

Существует значительное количество иллюстраций к сказкам Перро, которые рисовали профессиональные художники в различных странах. Несомненно, что многие родители, умеющие держать в руках карандаш или кисть, тоже изображали для своих детей их любимых сказочных героев. В 1884 году откликнулся на просьбу своей дочери Машеньки и Юлий Клевер, бывший к этому времени уже известным российским художником. Выполняя просьбу изобразить Красную Шапочку, он не стал рисовать небольшую картинку, а написал огромное полотно, тут же ставшее необычайно популярным в России, а затем и в Европе.

Собственно, создавая картину на сказочный сюжет, Юлий Клевер не был новатором. Уже в течение нескольких лет на выставках появлялись былинно-сказочные работы Виктора Васнецова, о которых можно было сказать: «Там русский дух, там Русью пахнет». Именно «русскость» первых сказочных полотен Васнецова сделало их интересными для отечественного, но не для европейского зрителя. А «Красная Шапочка», написанная Клевером, оказалась интересна и европейцам, сделав популярными и другие работы Юлия Юлиевича, которому еще не исполнилось и сорока лет.

Интересно, что Юлий Клевер стал известным художником-пейзажистом не имея профессионального образования, хотя в Академии художеств он некоторое время проучился, но был отчислен за постоянные пропуски занятий. Юный художник отнесся к отчислению философски, и в 24 года умудрился устроить персональную выставку. Как ни странно, столь дерзкий шаг оказался успешным. Выставку заметили, работы Клевера стали покупать. Вскоре появились и первые награды.

На одной из выставок пейзаж Клевера купил император Александр II, похвально отозвавшийся и о других работах молодого автора. Не секрет, что на Руси многие чиновники умеют улавливать и невысказанные мысли начальства. Так произошло и в тот раз. Клеверу Академия художеств присвоила звание классного художника, причем первой степени, которой удостаивались только выпускники, получившие малую золотую медаль. А в 1878 году Юлию Юлиевичу присвоили звание академика живописи за картину «Старый парк», которую затем отправили в Париж на международную выставку.

Официального признания Юлий Клевер и так бы достиг, ведь благодаря таланту и колоссальной работоспособности он стал прекрасным пейзажистом, но интерес императора к его работам значительно этот процесс ускорил. Кстати, картины Клевера с удовольствием покупали не только члены царской фамилии и сановники, но и Павел Третьяков.

Для нашего рассказа о картине «Красная Шапочка» интересна очередная карьерная ступень, пройденная Юлием Клевером. В 31 год за картину «Лесная глушь» он получил звание профессора Академии художеств. Кроме всего прочего это звание давало право на квартиру и мастерскую при Академии. Именно в академической мастерской и началась работа над полотном на сказочный сюжет, причем, основой пейзажа, на фоне которого разворачиваются события, стали этюды к картине «Лесная глушь».

Картину «Красная Шапочка» художник не воспринимал как что-то серьезное, хотя и работал над ней с увлечением, «советуясь» о некоторых деталях с дочерью. Любопытно, что девочку на картине написал талантливый ученик Клевера молодой художник Александр Новоскольцев. Моделью послужила шестилетняя Машенька Клевер, которая не позировала, а просто играла в мастерской. Стоит отметить, что Юлий Клевер, заваленный заказами с легкой руки императора, иногда прибегал к помощи своих учеников в работе над крупными полотнами, но, к его чести, никогда этого не скрывал, да еще и гонораром делился.

В 1884 году вместе с еще несколькими полотнами «Красная Шапочка» появилась на выставке. Как позднее признавался Юлий Юлиевич, он не ожидал такого успеха этой картины. Вскоре репродукции «Красной Шапочки» опубликовали российские, а затем и зарубежные издания, сделав эту картину и её автора чрезвычайно популярными.

«Красная Шапочка» дала путевку в жизнь и Машеньке Клевер. Если при работе над этой картиной она была только «консультантом», то вскоре и сама взялась за кисти, став известной художницей.

Со временем картина Юлия Клевера «Красная Шапочка» подзабылась, хотя её репродукции и появляются в публикациях, посвященных творчеству художника. Само же полотно теперь украшает музей в Великом Новгороде. Картина висит в большом зале и издалека выглядит как пейзаж сумрачного елового леса. Любопытно наблюдать, как зрители, прочитав название картины, начинают с интересом её рассматривать, обнаруживая на ней и волка, и Красную Шапочку.

Картина «Красная Шапочка» стала для Юлия Юлиевича Клевера всего лишь эпизодом в творческой судьбе. В истории же он остался как самобытный художник-пейзажист, как педагог, воспитавший многих талантливых живописцев, как основатель династии художников, ведь живописцами стали его дочь Мария, сыновья Юлий и Оскар.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: