Вернуть высшему образованию приоритетность материальную и духовную
Начался новый учебный год. И проблемы, связанные с образованием, вновь встают перед преподавателями и студентами, успевшими за лето позабыть о плохом. К большому сожалению, в околовузовских разговорах негатив преобладает, и с каждым годом его становиться все больше. Сегодня, когда Россия утратила свои лидирующие позиции по многим показателям, именно российское образование еще по-прежнему пока сохраняет свой престиж, значение и авторитет. В России в последние годы произошли существенные изменения в сфере образования, затронувшие его глобальные цели и задачи, организационные структуры, содержание, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ. Лейтмотивом преобразований стал отказ от старой советской системы образования, доказывавшей на протяжении многих десятилетий свою силу и превосходство над системами образования других стран. В этом году большую тревогу вызвал так называемый ЕГЭ (Единый государственный экзамен). Был запущен опасный механизм: преподаватели из ряда областей, национальных республик из ложно понимаемого патриотизма, старались поставить «своим» балы повыше, чтобы открыть дорогу в престижные вузы страны. В результате сегодня вузы по закону о ЕГЭ вынуждены принимать выпускников, которым в ряде случаев в силу их подготовки не место не только в вузе, но и в любом учебном заведении послешкольного образования ( достаточно посмотреть заявления о приеме в вуз, где в одном слове по несколько ошибок). В некоторых вузах сложилась парадоксальная ситуация: число «льготников» и «целевиков» - абитуриентов, которые должны приниматься безусловно и вне конкурса, оказалось больше, чем мест в вузе. Их места вероятно заняли лжеотличники ( а их по некоторым оценкам около четверти всех выпускников). Вне вузовских аудиторий остались те, кто по уровню своих знаний должен был занять там место… В этой связи напрашиваются вопросы. Почему в советское время наша молодежь входила в тройку самых образованных в мире? (Даже 15 лет назад международные организации признавали, что уровень образования в России выше, чем в большинстве развитых стран стран мира. А сегодня эти организации показывают, что мы отстаем от среднего уровня в Европе), Разве это не следствие бездумного реформирования?! Уже во всю силу работает закон о так называемой двухуровневой, или «болонской», системе когда утрачивается понятие «специалист», идет подготовка бакалавров и магистров. Подготовка специалиста гарантировала высокий уровень обучения. Теперь же большинство студентов становятся бакалаврами, а это куда более короткий срок обучения- 4 года. И куда более скудная программа, более похожая на простое натаскивание по специальности. При таком раскладе мы получаем, например, не инженеров, а лаборантов. Основная подготовка специалистов сосредотачивается в магистратурах. Бюджетное финансирование магистратуры сохраняется только в вузах федерального значения и в национальных университетах. При этом лишь для 30% выпускников бакалавриата сохраняются бюджетные места. В остальных же вузах магистратура переходит полностью на платную основу. В этой связи возникает другой вопрос. Почему в СССР бесплатно учились 100% студентов, в Германии учатся более 90%, во Франции более 80%, а в России – только одна треть? Почему расчетная стипендия по отношению к прожиточному уровню сейчас ниже в вузах в 4 раза? и т.д. Разве это не следствие «остаточного» подхода к образованию. При этом сегодня говорят, что надо отвечать на запросы времени, требования рынка труда, но почему при этом надо следовать западным стандартам.?! Наша система в прошлом как раз была нацелена на решение не только очередных, но и перспективных задач. В этой связи, на наш взгляд, надо обсудить в нашем обществе нововведения связанные с ЕГЭ (сегодня по данным социологических исследований почти половина населения выступает против ЕГЭ). Создать общероссийскую общественную комиссию, независимую от Минобразования, включив в ее состав представителей вузов, средних специальных учебных заведений, директоров школ, родительских общественных объединений. На время работы комиссии приостановить действие закона об обязательности ЕГЭ, дать возможность ведущим вузам проводить отбор абитуриентов, сдавших ЕГЭ, чтобы минимизировать его негативные последствия В связи с введением «болонской системы» надо прекратить масштабное сокращение вузов (до 150-200). Столько вузов было в царской России, но сегодня ХХ1 век! Навести порядок с финансированием вузов, оно и так одно из самых низких в мире. Мы и так откатились, по справедливому мнению президента РФ Медведева, с передовых позиций. Ни одно преобразование не приводит к желаемому результату при механическом следовании другому опыту. Было бы целесообразно повысить стипендии успевающих студентов до уровня реального прожиточного уровня, увеличить в среднем стипендии аспирантам и докторантам, как минимум до 10 тысяч рублей Надо сделать образование не только качественным, но и приоритетным и доступным, вернуть ему материальную и духовную прочность. Помня, что приоритетность образования является не следствием благосостояния государства, а его основной причиной. Прудников М.Н.
http://www.samo-oborona.su
http://www.samo-oborona.su
Отзывы и комментарии